Что такое афинское воспитание? Как следует из самого названия, такой термин используют для именования системы воспитания, которая сложилась в Афинах в VII-V веках до н.э. Воспитание в Афинах было также известно, как спартанское. Та и другая система имели прямое отношение к Древней Греции.
Почему в Афинах уделяли внимание воспитанию издавна?
Афины – это город, который процветал на базе развитого ремесла, торговли, мореплавания. Тогда утвердился такой государственный строй, как античная рабовладельческая демократия. По этим причинам культура развивалась и даже приобретала прогрессивный характер. Все были заинтересованы в том, чтобы в общество попадал гармонически развитый человек. Специалисты говорят, что воспитание тогда было разносторонним. Оно включало умственное, эстетическое, нравственное и физическое воспитание. Дети получали эстетическое воспитание тогда, когда их обучали чтению, счету, письму, пению, музыке и т.д. Физическое предполагало необходимость поддержки здоровья, силы, ловкости, красоты тела. Чтобы все было так, важно было выполнять упражнения по бегу, прыжки, бороться и метать диски и копья. Нравственное же предполагало необходимость формирования мужества, дисциплины, самообладания и других немаловажных качеств, которые могут понадобиться во время жизни в обществе.
Особенности спартанского и воспитания в Афинах
Для начала надо сказать, что афинское воспитание не было полностью государственным. До семи лет детишек воспитывали в семье, обучая правилам хорошего поведения. Также родители рассказывали им постоянно мифы, сказки. Внимание уделяли лепке, играм, вырезанию. Девочек учили только в семье, так как положение женщины в рабовладельческом обществе было низким. Они могли читать, писать, играть на музыкальном инструменте, но лучше всего понимали в домоводстве, рукоделии и шитье. Девочки жили затворницами, и покидали дом только для участия в церемониях религиозного характера.
Мальчики поступали на обучение в школу в 7-летнем возрасте. Их обучали грамоте, письму, счету. Они занимались музыкой, декламацией, пением. Обыкновенные мальчики учились лишь до 16 лет, а вот из обеспеченных семей не завершали свое образование ни в 16, ни в 18, а только в 20 лет.
В целом же образование в Афинах носило ярко-выраженный рабовладельческий характер. Дети рабов могли и вовсе не попасть в школу, и с ними не общались детки из более обеспеченных семей. Иногда надо было платить за него, что не было по карману малоимущим семьям. Дети из таких семей с ранних лет обучались ремеслу.