Вместо вступления
Эксперты говорят, что в становлении греческой архитектуры не последнюю роль сыграла колонна, а точнее ее формы, декоративная отделка и пропорции. Именно от того, какой была она, зависело, какими будут другие части сооружения. Именно она могла выступать модулем, который определяет стиль сооружения. В колонне выразили различия художественного вкуса 2-х главных ветвей эллинского племени, которое привело к развитию 2-х отдельных направлений, которые господствовали в зодчестве Древней Греции. И ионийцы, и дорийцы были различны по стремлениям, характеру, образу частной и общественной жизни. Разными получились и стили оформления колонн…
Особенности дорического ордера
Как можно описать его в двух-трех словах? Он был простым, мощным, «тяжеловатым» из-за своих форм, строгой соразмерности, полноты соответствия всем механическим законам. Как выглядела колонна? Она представляла собой круг в разрезе, высота стержня по отношению к d – 6:1. По мере «роста» стержень утончался, где-то посередине на нем было утолщение или «опухлость». Профиль – криво- или прямолинейный (кривизна мало заметна). Зачем греческие зодчие делали эту опухлость? Неужели для увеличения прочности колонны? Нет, они смягчали попросту впечатление от конструкции и добивались подчеркивания геометрически точной прямолинейности профиля.
Дорический ордер рекомендовал делать колонну, покрытой «ложками» или «каннелюрами». Речь идет о желобках, которые представляли в разрезе небольшой круговой сегмент. Кол-во желобков – 16-20. Использовали их, дабы избавить колонну от монотонности, гладкости. Нижний конец располагали на платформе или на низком 4-угольном плинте. Чуть-чуть отступив от верхнего конца, делали узкий углубленный желобок, вдавленный обруч. Потом следуют три выпуклых валика или ремешка, которые переходят в «подушку». Такое архитектурное решение делало часть колонны придавленной круглой подушкой с таким же диаметром, как у стержня. На подушке была толстая плита с квадратной формой – «абака». Абака + эхина = капитель. Хоть все формы были простыми, колонна получалась вроде как сопротивляющейся тяжести. Название тяжести – антаблемент (балки из камня, которые были перекинуты с колонны на колонну над ними).
Вот так, как написано выше, и выглядела колонна дорийцев, а вот у ионийцев она была совсем другой!